Всероссийский семинар по работе со зрителями
В Новосибирске собрались 28 педагогов театров для детей и молодежи из 25 городов нашей страны – от Архангельска до Хабаровска.
С 28 по 30 октября 2016 года в театре «Глобус» прошел Всероссийский семинар по работе со зрителями. Организаторами выступили Российский государственный академический молодежный театр и Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Первый день
Работа семинара началась с экскурсии по театру и просмотра презентационного фильма о зрительских проектах «Глобуса», среди которых: тематические квесты и праздники, посвященные спектаклям, юбилеям драматургов и пьес; культурно-просветительские акции.
Руководитель отдела творческих проектов «Глобуса» Татьяна Карпухина поделилась практическим опытом организации волонтерского движения в театре. На текущий момент в штате волонтеров примерно 50 человек в возрасте от 13 до 44 лет, костяк составляют школьники и студенты.
Какую пользу приносят волонтеры?

Они участвуют в массовых мероприятиях, проводят промоакции и зрительское анкетирование, помогают в работе с соцсетями и даже принимают посильное участие в выпуске премьер.
Как осуществляется механизм сотрудничества с волонтерами?

Через процесс обучения, оборудование рабочего места, курирование деятельности и обеспечение ее системности, с помощью поощрения и наказания, через проведение мастер-классов и тренингов, формирование и поддержку имиджа волонтеров внутри учреждения.
«Любой волонтер, выходящий к зрителю, – это представитель театра, поэтому ему необходимо уметь контактировать с публикой. Один из секретов успеха – окунуть общественных помощников в мир театра, чтобы они любили и чувствовали его».

Татьяна Карпухина
руководитель отдела творческих проектов театра «Глобус»
Квест «По следам Чука и Гека»
Квест «По следам Чука и Гека»
Семинаристы приняли участие в квесте «По следам Чука и Гека», который прошел перед показом спектакля для детей «Чук и Гек». Задача четырех детских команд (к ним и присоединились семинаристы) была пройти через несколько игровых точек – сторожку, почтамт, дом Чука и Гека, вагон поезда, охотничью делянку. Собрав там необходимое количество букв, в итоге все отгадали заветное слово из рассказа «Чук и Гек», которое и сообщили главному режиссеру театра Алексею Крикливому, руководившему «поисковым процессом».
«По следам Чука и Гека»: квест в театре «Глобус»
Зачем вам нужен квест?
Теме организации квестов был посвящен мастер-класс руководителя службы креативных направлений развития театра «Глобус»
Инны Кремер.

Квест — это:
Инструмент просвещения
Публика получает дополнительную информацию о спектакле и контексте.
Инструмент прямого общения
1) Публика общается друг с другом;
2) Публика общается с артистами.
Маркетинговый инструмент
1) Позволяет повысить цену на билет;
2) Повышает интерес к спектаклю;
3) Ускоряет и увеличивает продажи билетов на спектакль.
Подобные зрительские проекты можно рассматривать как отличный способ погрузить в тему спектакля, рассказать о биографии драматурга, персонажах пьесы, эстетике материала, словом, насколько возможно передать зрителю объемный содержательный багаж, осваиваемый режиссером и артистами на этапе создания постановки. Квесты вызывают интерес и потому, что задействуется практически все пространство театра: здесь можно попасть в «закулисье».
Инна Кремер
руководитель службы креативных направлений развития театра «Глобус»
Квесты театра «Глобус»
«Весь мир – театр!»
квест-экскурсия в рамках «Ночи Шекспиромании» к 450-летию английского драматурга Уильяма Шекспира (с показом комедии «Двенадцатая ночь»)
«ZA граNEW»
коллаборация с квест-компанией Fantasmia, направленная на продвижение «перезагрузки» спектакля «Арабская ночь» по пьесе немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига
«Gozzi-феерия»
театрализованный квест, посвященный 295-летию итальянского драматурга Карло Гоцци и 255-летию его пьесы «Ворон»
«По следам Чука и Гека»
квест в рамках проекта «День Гайдара» (к 110-летию писателя Аркадия Гайдара и 75-летию рассказа «Чук и Гек»)
Завершился первый день семинара мастер-классом режиссера-педагога РАМТа Аллы Лисициной – занятием «Семейного клуба» после спектакля «Чук и Гек». Сегодня основной задачей клуба является привлечение в театр семьи, когда родители и дети объединяются в одной группе. В форме игровых интерактивных занятий, проходящих после театральных показов, зрители обсуждают главную мысль, заложенную в спектакле, проходят увлекательные игры и творческие задания.
Мастер-класс Аллы Лисициной (РАМТ)
Второй день
29 октября программа открылась презентацией клубных и зрительских проектов Российского государственного академического молодежного театра.
1
«Семейный клуб»
Адресован детям дошкольного и младшего школьного возраста и их родителям. В течение сезона члены клуба по абонементу смотрят восемь лучших детских спектаклей театра, посещают экскурсии и игровые занятия.
2
Клуб «Театральный словарь»
Это вторая ступень на пути приобщения к театральному миру. Клуб адресован подросткам от 11 до 14 лет, которые также приходят вместе с родителями. Программа клуба рассчитана на два года и ориентирована на театральные профессии, причем рассматриваются они в историческом развитии.
3
Клуб «Премьера»
Всех успешно прошедших два этапа погружения в искусство театра ждет клуб «Премьера». Здесь уже подготовленная публика встречается и общается с создателями спектаклей.
4
«ТЕАТР+»
Проект «ТЕАТР+» был создан как дискуссионное пространство для студенчества, интересующегося вопросами культуры, в частности – театра. В рамках проекта проводятся обсуждения, встречи с представителями творческих профессий, «круглые столы», творческие конкурсы, конференции, диспуты, дискуссии. Встречи проходят не только в стенах РАМТа, но и на площадках вузов – партнеров проекта. Подобный просветительский формат хорошо работает на привлечение зрительской аудитории на спектакли неоднозначные, сложные для восприятия.
5
Пресс-клуб
В состав Пресс-клуба входят от 10 до 12 студентов, имеющих журналистские способности и желание писать на театральные темы. В программе клуба – ежемесячные занятия по журналистскому мастерству, лекции по истории театра, просмотр спектаклей и постоянная работа над собственными материалами в самых разных жанрах. Руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТа Ольга Бигильдинская вместе с участниками клуба выпускает интернет-газету «РАМТограф», освещающую насыщенную творческую жизнь Российского молодежного театра.
«Круглый стол»
Семинаристы с удовольствием делились собственным опытом работы. Этому был посвящен дневной «круглый стол».
В рамках проекта «Диалог театра и школы» был проведен конкурс «Самый театральный класс». В течение года дети посещали спектакли и выполняли творческие задания (от рисунков и поделок до ответов на различные «поисковые» вопросы).

Серия выставок под названием «Мой первый вернисаж» представляет художественное творчество индивидуальных юных мастеров и изостудий. Занятия для детей разного возраста в школе «Воображулия» помогают разобраться в тонкостях театра: проводятся экскурсии, знакомства с театральными профессиями, встречи с артистами. Проект «ВУЗ + ТЮЗ» наглядно демонстрирует студентам, как рождается спектакль: от читки пьесы до встреч с работниками цехов, от обсуждений до конкурса театральных рецензий «Свой взгляд».

Киноклуб «В кадре – ТЮЗ» проводится на базе городского киноцентра, показываются экранизации литературных произведений, идущих на сцене театра, архивные спектакли, а также любимые фильмы пермских артистов. Традиционные новогодние акции добра и милосердия «Сотворим чудо вместе!» призваны помочь ребятам из социально-реабилитационных центров и школ-интернатов, многодетных, приемных и опекунских семей. Также в театре проводятся театральный урок «Соло для детского голоса» и драматургическая лаборатория «Разговор на равных». Пятичасовой ночной марафон «Театральная бессонница» включает премьерные показы и читки новых пьес, мастер-классы по сценическим дисциплинам и участие в интерактивном спектакле.
«Театральная бессонница» в Пермском ТЮЗе
В рамках проекта «Театральная азбука» детям рассказывают о театральных профессиях, постановках, правилах поведения в театре. Школьники смотрят спектакли, посещают экскурсии по ТЮЗу, встречаются с сотрудниками цехов, принимают участие в мастер-классах по гриму, изготовлению предметов бутафории и пр. При театре открыта школа актерского мастерства – тренинг для топ-менеджеров города, желающих овладеть умением выступать перед аудиторией, узнать секреты ораторского искусства. Акция «Доступная среда» предлагает замечательное начинание – спектакли на жестовом языке для слабослышащих детей и взрослых. В рамках проекта министерства культуры и туризма Астраханской области «Искусств целительная сила» театр выезжает со спектаклями в лечебные учреждения и реабилитационные центры.
В театре проводятся интерактивные прогулки по ТЮЗу с артистами труппы; тематические уроки, направленные на игровое знакомство с правилами поведения в театре и подготовку к восприятию спектакля; обсуждения спектаклей; развивающие тренинги для детей и молодежи по сцендвижению, актерскому мастерству и пр. Все желающие могут принять участие в игровых занятиях мастерской «Театр своими руками»: с головой погрузиться в творческий процесс и почувствовать себя драматургом и режиссером, художником и актером, гримером и реквизитором. В театре оборудовано специальное пространство для семейного чтения – Букхолл, уютная книжная гостиная, где проводятся мероприятия. Другое пространство – Кинохолл – позволяет показывать на экране спектакли, ушедшие из репертуара. В проекте «На языке оригинала» читают отрывки из произведений иностранных авторов, которые идут на сцене театра.

Социальная лаборатория «ClassAct» включала в себя создание пьес подростками совместно с профессиональными драматургами. Авторы в возрасте от 12 до 16 лет были набраны из разных социальных слоев – из детских домов, престижных гимназий, среди них были и дети с ограниченными возможностями здоровья. Три режиссера – Роман Феодори, Олег Рыбкин и Алексей Крикливый – работали над этим материалом, и получился спектакль «ПравоПисания». Четырнадцать пьес, написанных в разной эстетике, в разных жанрах, были разбиты на три блока. Участники проекта получили возможность проследить весь путь рождения спектакля – от замысла пьесы до ее воплощения на сцене.

Другой остросоциальный проект Красноярского ТЮЗа – «Человеческий голос» – был направлен на работу с детьми, имеющими нарушения слуха. Слабослышащие подростки, дети из обычных школ и артисты театра под руководством балетмейстера в течение трех месяцев общались друг с другом посредством пластики и хореографии. В итоге получились пластический перформанс (совместно с педагогами театра «Недослов»), а также детский спектакль «Волшебные пальцы», написанный известными драматургами на основе бесед со слабослышащими детьми.
Социальная лаборатория «ClassAct» в Красноярском ТЮЗе
В театре проводился интересный квест, в котором принимали участие семьдесят человек, разделенных на пять групп. В качестве основного сюжетного хода была придумана ситуация с «поломкой генератора чудес» (ведь театр – это самое настоящее чудо). Одной из точек квеста стала сценическая площадка, где участники собственными силами за короткое время ставили спектакль «Репка». ТЮЗ занимает историческое здание в центре Хабаровска, а на первом этаже расположены шесть арочных окон ,где происходят представления под названием «Театр в окнах». На улице начинает звучать музыка, и зрители могут наблюдать за происходящим «по ту сторону стекла». Там разыгрываются спектакли-зарисовки на разные темы, в том числе социальные, посвященные проблемам подростков.
«Театр в окнах» – проект Хабаровского ТЮЗа
На малой сцене театра существует проект «Лекции на лестнице». Лекции читали филолог и театральный критик, темы охватывались совершенно разные – от творчества Льва Толстого до актуального вопроса «Зачем современному театру переписывать классику?». В аудитории собирались старшеклассники, студенты, педагоги, обсуждали услышанное, делились мнениями, а, как известно, именно в споре рождается истина.
С 2001 года театр одним из первых в России организует и проводит на своей площадке семинар «Современная европейская драматургия» и мастерскую «Молодая режиссура и профессиональный театр». Годом позже появился проект «Театр за бетонной стеной», где представляются спектакли по современной драматургии. В 2012 году в ТЮЗе стартовал образовательный проект «Театр у школьной доски». Его создатели обратились в Ассоциацию филологов города Екатеринбурга, и там порекомендовали литературные произведения школьной программы, по которым были поставлены пять спектаклей.

Театр успешно проводил летнюю творческую смену «Арт-старт», направленную на работу с подростками. В 2015 году впервые присоединился к «Ночи музеев» и организовал целый ряд акций, среди которых – эксклюзивное представление «Сценографика», где происходило знакомство зрителей со сценическими механизмами и световым оборудованием.
После завершения «круглого стола» семинаристы посетили игровую тематическую программу в фойе «Глобуса» в рамках открытия детского театрального абонемента. После этого отправились в большой зрительный зал на просмотр спектакля «Волшебник страны Оз» по мотивам книги Фрэнка Баума.

Интерактивная программа в фойе
Спектакль «Волшебник страны Оз»
Третий день
Третий заключительный день работы начался с урока «Театр в чувствах» для незрячих и слабовидящих. О процессе создания спектакля можно было не только услышать, но и облачиться в театральный костюм, подержать в руках обувь и предметы реквизита, поучаствовать в упражнениях по актерскому мастерству. В рамках одноименного проекта проводятся театральные экскурсии для людей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержками психического развития.
Далее семинаристы продолжили общение в формате «круглого стола».
Театр презентовал проект о семейном посещении театра под названием «Папин день», соответственно, с присутствием папы. Обычно до начала спектакля проводятся мастер-классы по рисованию, лепке из пластилина, технике оригами для детей, к которым обязательно и с не меньшим интересом присоединяются взрослые, особенно отцы. Большими рекламными кампаниями сопровождаются серии посещений театра школьниками в каникулярное время «Сказочный экспресс», когда в течение каникул ежедневно показываются сказки. Существует у барнаульцев форма контактной работы со зрителями на улице с целью продвижения премьерного спектакля. Смысл акции состоит в том, что актеры, занятые в постановке, одеваются в костюмы, соответствующие описываемой эпохе, и выходят на улицы города, рассказывают об авторе и произведении, о готовящейся постановке, раздают флаеры. Еще одно любопытное начинание – «С букетом – без билета», когда зритель может посетить спектакль бесплатно, но при этом подарить цветы любимому артисту.
«Сказочный экспресс» в Молодежном театре Алтая им. В. С. Золотухина
Театр освоил общественный транспорт как территорию для рекламных акций. Актеры заходят в транспорт и начинают разыгрывать конфликтную ситуацию из современной пьесы, создавая полное ощущение, что происходящее абсолютно реально. После артисты выходят, тут включается администратор, сообщает, что «вы посмотрели фрагмент из спектакля…», раздает презентационные и рекламные материалы. Также театр плотно работает с детьми, охватывая все школы города. Например, это сорокапятиминутные уроки по истории зарождения театрального искусства с использованием видеоматериала, они бесплатные, но обязательное условие – приход этих школьников на спектакль. Также коллеги из Прокопьевска занимаются с детьми с синдромом Дауна, тут итоговая задача – создать вместе спектакль.
К году российского кино театр получил грант на проведение проекта «Кино в театре». Главные его задачи – показать фильмы, которые зачастую отсутствуют в массовом прокате, и организовать прямой диалог с их создателями, именно через живое общение попытаться возродить интерес к отечественному кинематографу. В ноябре в гости ждут Павла Лунгина с премьерой его картины «Дама Пик». Среди крупных фестивальных проектов были озвучены Международный фестиваль уличных театров и Международный музыкально-театральный фестиваль «Европейская весна».
С недавнего времени в репертуар театра пришли новые спектакли для молодежи. Например, на этапе выпуска «Отелло» Уильяма Шекспира потенциальных зрителей приглашали на «открытые репетиции». Театр выезжает в вузы, колледжи на встречи со студентами, также проводит их в своих стенах. Со школьными педагогами ведется отдельная работа, на предпоказы премьер бесплатно приглашаются до двухсот человек, после просмотров проводятся обсуждения.
Брянский областной театр для детей и юношества для своих мероприятий не использует понятие «квест», называет их «интермедиями», но форму проведения сохраняет. Зеленоградский «Ведогонь-театр» в течение длительного периода проводит театрализованные программы по правилам дорожного движения для школьников. В Красноярском театре кукол тематические актерские мастер-классы соединяют со спектаклями, а в рамках краевого фестиваля театр открывал свои двери для посетителей в ночное время.
Областной молодежный театральный фестиваль «Театр в кармане», Томский ТЮЗ
Театр юного зрителя из Томска на протяжении долгих лет поддерживает творческие и профессиональные контакты с РАМТом, их проектные начинания многочисленны и успешны. Областной фестиваль детских самодеятельных театров «Майский жук» сегодня уже выходит за рамки области. Областной молодежный театральный фестиваль «Театр в кармане» объединяет талантливых людей, способных к художественным высказываниям – коротким и емким (длительность конкурсных спектаклей обычно не превышает двенадцать минут).
В заключение к семинаристам обратились организаторы всероссийского мероприятия.
«Наверное, один из самых правильных путей, особенно для театров нестоличных, получать команду – это волонтерское движение. Мы все вынуждены внутри коллектива выращивать кадры – от завпостов до пиарщиков. Мы понимаем, что волонтер – тот самый человек, который, возможно, после окончания своего вуза придет работать к нам. Эта преемственность и в тех людях, которые когда-то здесь работали, и в наших учителях, и в том, что мы с вами встречаемся и получаем возможность почувствовать себя такой большой силой – профессиональным сообществом. Очень важно понимание, что мы с вами одной крови, это мощное подспорье для нашей общей деятельности».
Инна Кремер, руководитель службы креативных направлений развития театра «Глобус»
«Мы проводим подобные семинары третий год, и традиционно как можно больше времени хотелось посвятить профессиональному и человеческому общению. Большая благодарность всем, кто поделился и собственным опытом, и собственными проблемами, ведь так хотелось услышать и радости, и боли друг друга. Большая благодарность „Глобусу", что вы решились нас принять, потому что это огромный труд. Приятно видеть самоотверженных людей, которые горят своим делом. Здорово, что мы в одной связке!»
Ольга Бигильдинская, руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТа
© Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
2016 год
~
Made on
Tilda