рецензии на спектакль Андреаса Мерц-райкова
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
ОТ УЧАСТНИКОВ ПРЕСС-КЛУБА ТЕАТРА «ГЛОБУС»
«У всего есть свой смысл, не так ли, принцесса? Если жизнь лишена смысла, значит, ты просто ее не сделал. Чего-то не хватило. Ведь смысл должен быть во всем», - Теннесси Уильямс устами Чэнса Уэйна.
Что спасет мир от эгоизма?
ЕКАТЕРИНА ГЛУХОВА
В феврале 2017 года на малой сцене театра «Глобус» состоялась очередная премьера. «Сладкоголосая птица юности» немецкого режиссера Андреаса Мерц-Райкова – спектакль эффектный, трагичный, психологический и в какой-то степени даже психоделический. Яркое световое выделение персонажей сразу акцентирует внимание на их действиях, мимике, жестах. Это помогает увидеть главные конфликты пьесы американского драматурга Теннесси Уильямса, которые развиваются не столько между героями, сколько внутри каждого из них.
Персонажи воспринимают пространство вокруг как киноплощадку, где на них направлены софиты и телекамеры. А значит, они тщательно продумывают каждый шаг, каждое слово, и зрителю нужно быть максимально внимательным, чтобы понять, кто есть кто в этой игре.
В первые минуты спектакля Чэнс Уэйн (Максим Гуралевич) объявляет себя главным героем постановки, и это осознание явно доставляет ему удовольствие – хотя бы здесь, на поле своей катастрофы он главный!
Ослепленный своими мечтами, оглушенный голосом своей «птицы юности», герой уже давно не понимает, что происходит в окружающем мире. Он придумал себе талантливого, удачливого, гордого Чэнса Уэйна, перед которым рано или поздно распахнется заветная дверь в Голливуд, и он войдет туда со своей любимой девушкой Хэвенли (Мария Соболева), будто никогда и не причинял ей боли. Но закономерно, что выдуманная реальность Чэнса разлетится на мелкие осколки, когда столкнется с интересами других людей.

Ответ, почему поражение Чэнса Уэйна неизбежно, можно попробовать найти в чувственном монологе Принцессы Космонополис (Светлана Галкина) о сути актерского мастерства. Кинозвезда упрекает героя в том, что у него мозги болят, а не сердце, как это должно быть у настоящего художника. Но Чэнс не слышит этих слов, не замечает искреннего порыва Принцессы и отталкивает одного из немногих людей, кто еще готов сострадать ему.

Кто виноват в том, что «чистый и юный мальчик» превратился в холодного и упрямого эгоиста? Это его осознанный выбор или мимикрия под окружающую действительность? Босс Финли (Евгений Важенин) предъявил к Чэнсу вполне конкретные требования: толстый кошелек и высокое положение в обществе – по таким критериям он выбирает жениха для своей дочери.

Пока вращается круглая сцена, как в фильме, показывая фрагменты из жизни персонажей и создавая ощущение иллюзорности происходящего, пока весь сумасшедший мир неизбежно движется к катастрофе, единственным, что дает надежду на спасение, становится искусство. Играющий душевный блюз Саксофонист (Нияз Оспанбаев) держится в стороне от интриг, Принцесса Космонополис вновь становится счастливой, узнав, что ее творческий путь не окончен, а глаза Хэвенли светятся лишь тогда, когда девушка поет. Время может погубить юность, мечты, надежды, оно не в силах повлиять лишь на то, что вечно.

Другие родились довольными
ВАЛЕРИЯ ЯКОВЛЕВА
17 февраля 2017 года на малой сцене новосибирского театра «Глобус» состоялась премьера спектакля Андреаса Мерц-Райкова «Сладкоголосая птица юности» (автор пьесы – Теннесси Уильямс). Как спектакль, в основе которого лежит совершенно несмешной сюжет, оборачивается жизнеутверждающей историей? Почему зритель улыбается?
Из полумрака доносится музыка, рядом с пузатой пальмой искрится блестящий «барабан» мишуры… Появляется молодой человек в гавайской рубашке. Улыбается так, как улыбаются люди в предвкушении триумфа. Зритель, должно быть, станет свидетелем самого счастливого дня его жизни.

– Я – Чэнс Уэйн. Я – главный герой этой пьесы.
Задавались вопросом, почему он сам себя представил?

С одной стороны, действие однозначно укладывается в сюжет спектакля. Чэнс (Максим Гуралевич) намерен воплотить мечту юности: увезти свою возлюбленную в Голливуд сняться вместе в дебютной картине. Видимо, объявляя себя главным героем, парень из Сент-Клауда видел мечту воплощенной. Вот он на сцене/съемочной площадке/киноэкране произносит магические слова, которые повторял десятки раз:

– Я – Чэнс Уэйн. Я – главный герой этой пьесы.
С другой стороны, Чэнс, может, и не репетировал речь на вручение кинопремии. Может, это о том, как режиссер Андреас Мерц-Райков, вооружившись методом немецкого теоретика театрального искусства Бертольда Брехта, крушит ту самую четвертую стену между артистом и зрителем. Подтвердить эту гипотезу попробуем соотношением сценической картинки, по крайней мере, с двумя теоретическими положениями брехтовского «эпического театра».
Первое положение: АРТИСТ – НЕ «РУПОР» СВОЕГО ГЕРОЯ.

Артист не вживается в роль, а «поднимается» над своим персонажем на дистанцию, достаточную для критического размышления над событиями вместе со зрителем. «Эффект очуждения» прослеживается в том, что с залом время от времени говорит не герой Максима Гуралевича – Чэнс, а сам артист. Он как бы ведет зрителя по спектаклю: объявляет название и автора пьесы, своего героя, время антракта. Показательно, что это происходит в сравнительно безбедное для его персонажа время, потому что как только «голливудский план» Чэнса начнет рушиться, прекратятся и попытки протоколировать ход спектакля.
Второе положение: ИСКЛЮЧИТЬ ТРАГЕДИЙНОЕ ЗРИТЕЛЬСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Оно рождается через сострадание и жалость к герою, а такой эмоциональный фон мешает думать критически, считал Брехт. Это положение реализуется в спектакле за счет музыкального оформления. Как только вы настроитесь на волну сочувствия, в насмешку обязательно зазвучит трогательная песня сродни тем, что играют в мюзиклах.
Не вышло ничего у Чэнса! Не увезет он возлюбленную в Голливуд, и в кино они вместе не сыграют, да и один он – тоже не сыграет. Как обставить несчастливый конец спектакля, не поэтизируя его? Пьеса, например, заканчивается словами: «Просто узнайте нашего общего врага – Время – во всех нас». В спектакле мысль американского драматурга Теннесси Уильямса адаптирована для зрителя. Звучит цитата русского писателя Николая Островского:
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы…»


Мечта Чэнса потерпела полный крах, а тут такой пафос! Зритель улыбается? Зритель смеется! Спектакль, в основе которого лежит пьеса с совершенно несмешным сюжетом, оказывается вдруг и комическим, и жизнеутверждающим.
«Сладкоголосая птица юности»: несбывшиеся мечты на сцене «Глобуса»
АНАСТАСИЯ АНЦИФЕРОВА
Должен ли спектакль давать нам пищу для размышлений? А может быть, он должен быть легким и воздушным, чтобы, приходя в театр, мы отдыхали от повседневных забот? В марте 2017 года на малой сцене театра «Глобус» прошел показ спектакля Андреаса Мерц-Райкова по пьесе Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности». Стал ли он поводом для того, чтобы после его просмотра зритель задумался о вечном?
История взаимоотношений некогда успешной актрисы Александры дель Лаго и ее любовника Чэнса Уэйна крайне банальна. Ее играет Светлана Галкина, его – Максим Гуралевич. Он молод, амбициозен, полон надежд на светлое будущее, хочет решить все свои проблемы за ее счет. Она – увядающая прима, чьи слава и успех уже давно в прошлом. Их миры полностью отличаются друг от друга: его – полный мелочных людей, пустых забот и далеко идущих планов, ее – едкий, удушающий, где во главе угла стоят одиночество, алкоголь и несбывшиеся мечты. В тот момент, когда пересекаются миры и начинается действие пьесы, все это превращается в яркую, сверкающую разноцветными огнями карусель. На которой она – манящая, пьянящая и всемогущая Принцесса Космонополис, способная изменить его судьбу одним телефонным звонком; а он – доверчивый мальчишка, плетущий интриги для того, чтобы вернуть свою первую любовь – Хэвенли, роль которой играет Мария Соболева.
Вместе с тем как закручивается сюжет, истории каждого из героев обрастают подробностями. Мы видим Чэнса уже не коварным шарлатаном, а отчаявшимся молодым человеком, который еще в юности пережил глубокую личную трагедию. Видим капризную и своенравную Хэвенли, дочь состоятельных родителей, также покалеченную собственным отцом и разлученную со своей первой любовью. Видим Александру дель Лаго, скрывающуюся от вездесущих папарацци за темными очками и плотными шторами дорогих отелей, на которую то и дело сыплются осколки прошлого…
Однако, в круговерти изощренных интриг, и Чэнс, и Александра (как главная движущая сила истории) меняются, перерождаются. Она, ослабшая от череды неудач, диковинная птица в клетке, становится как никогда сильной и уверенной женщиной, способной взять судьбу в свои руки и полностью изменить свою жизнь. А он остается полностью разбитым и униженным без любви, без планов на будущее.

Режиссер Андреас Мерц-Райков смог очень тонко и изящно изобразить алчный и продажный мир Голливуда на сцене, дополнив его изящной отсылкой к словам Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Особенно примечательно режиссерское решение по осовремениванию пьесы: диктофон, который изначально был в оригинале у Теннесси Уильямса, заменили на видеокамеру, проецирующую происходящее на сцене на экран, что создавало эффект двойного пространства и кинохроники одновременно.


Актеры легко передали атмосферу крушения и возрождения надежд, человеческих страстей, заговоров и тайн. Очень органично на фоне всего действия смотрелись сверкающие декорации, которые послужили аллегорией закулисного мира, полного пустых надежд, разочарований и обманутых ожиданий.
Создается ощущение неправильности и порочности всего происходящего на сцене. Все выглядит слишком кричаще, но не вульгарно, слишком ярко, но при этом ненавязчиво. На примере персонажей пьесы мы понимаем, как жить не нужно: не стоит гнаться за прошлым, уповать на волю случая, сдаваться на пути к цели, предавать любовь и разлучать влюбленных.
Все герои спектакля – сломленные и глубоко несчастные люди, некоторые по собственной воле, а некоторые в силу обстоятельств и жизненных неурядиц. Иногда кажется, что до счастливого конца каждого из героев не хватает малого – вовремя сказанного «прости», искреннего раскаяния, настойчивости, чуткости. Но в канве сюжета не может быть счастливого конца: слишком много ошибок сделано.
В спектакле есть что-то от бурлеск-шоу, что-то от триллера с мафией и погонями и что-то от голливудской мелодрамы. Это сочетание создает яркую череду пестрых картинок, сменяющих друг друга в калейдоскопе событий. При всей своей легкости и непринужденности спектакль обрывается на самом интересном месте, и ты понимаешь, что такова и есть жизнь – никогда не знаешь, что произойдет завтра.
Поле, которое забыли посеять
КИРИЛЛ ДЕМИДОВ
Февраль 2017 и премьера нового спектакля театра «Глобус» по пьесе легендарного драматурга Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности». Режиссер долгожданного спектакля - Андреас Мерц-Райков. За последние шесть лет он успел поработать в театрах Саратова, Серова, Перми, Казани, Омска, а также Новосибирска. О том, как голливудская история выглядит на сцене новосибирского театра, поговорим подробнее.
«Вау!»на сцене из ниоткуда появляется мужчина в голубой рубашке стиля «Привет, Гавайи!» (Максим Гуралевич).

«Вау!»восклицает он в восторге. Под ногами его – каменистый песок, позади – стена из дешевых блесток, а сбоку – искусственная пальма.

Он хватает микрофон, что стоит поблизости: «Я – Чэнс Уэйн. Я – главный герой этой пьесы». Подле него оказывается вусмерть пьяная дама в платье из черных блесток и в черных очках: «А это – знаменитая голливудская актриса Принцесса Космонополис, она же Александра дель Лаго!» (Светлана Галкина). В качестве приветственного поклона Принцесса великодушно падает на пол.

Шоу Начинается!
Чэнс откровенничает перед зрителями. Он делится с нами всем: что родился в этом городе, что благодаря «лишней хромосоме» не такой как все, что когда-то был знаменитостью, что хочет все вернуть, что намерен отыскать свою девушку, которую зовут Хэвенли (Мария Соболева), а «это означает райская/небесная». Чэнс хочет, чтобы мы доверились ему. Стали его партнерами, соучастниками эпичного похода. Чэнс говорит, что он самец, мачо, азартный игрок и просто «юморной парниша». Говорит, что готов идти до конца. Прямо герой былых вестернов! А голливудская актриса тем временем с усилием, зато самостоятельно поднимается на ноги и крепко прикладывается к бутылке спиртного. Она пьет, танцует и целует первые попавшиеся губы. Ее неустойчивые ноги подкашиваются и отправляют хозяйку в уже привычное горизонтальное положение. А дальше только смех.
А вот иной ракурс – мы в номере отеля. Большая кровать с прозрачными занавесками, стены из бамбука и вечно зеленый папоротник. Таинственная музыка. Интимная атмосфера. Принцесса просыпается будто после страшного сна. Ее чемоданы с одеждой разбросаны по полу. В комнате какой-то мужчина. На ней лишь легкая ночная сорочка. Голливудская звезда выглядит как зверек, которого загнали в угол. Она в ужасе. Чэнс, словно лиса, пробирается к ней через всю комнату.

– Я в больнице? Вы медбрат? – ее бархатный голос просит о пощаде.
– Нет, я ваш помощник. Вы оплачиваете мои счета, – бурчит он в ответ.

И тут, внезапно, жертва и охотник меняются местами. В стервозном и похотливом голосе госпожи дель Лаго нет уже никакого бархата. Она по-хозяйски снимает со своего «подопечного» ремень и вновь надевает на него, но уже как ошейник. И больше не просит его о пощаде.
Почти искренняя История
«Люди делятся на тех, кто любит, и тех, кто не способен любить», – говорит нам Чэнс.
Но это не так. Герои спектакля не делятся на группы. Они все похожи между собой. И объединяющим фактором является их двойственная натура. Здесь нет однозначных персонажей. Гордый самец Чэнс в итоге оказывается капризным ребенком, готовым умолять на коленях о чем угодно. Жестокий Том Финли младший (Алексей Кучинский) предстает перед нами любящим братом. Даже крепкий мужик Хэтчер (Вячеслав Кимаев) перевоплощается в тонкую женскую натуру, надев элегантное красное платье. Каждый из них – это как два абсолютно разных человека в одном теле. Откуда такое массовое раздвоение личности?! Может, так диктует век, может, культура, а может, окружение не позволяет им быть собой. Они настолько боятся друг друга, что прячут свое истинное лицо за искусственной маской. Им привычен эпатаж, нарциссизм, выпячивание себя за счет принижения других. Эти люди – жуткий пример упущенной возможности.
Чэнс говорит однажды: «Кто не меняется, тот мертв!» - наверное, вот о чем они все думают – о приближающейся смерти, об упущенной юности.
Сама юность присутствует здесь лишь в названии спектакля. В этом основная проблематика истории – герои хотят любыми средствами вернуть себе молодые годы. Поэтому они прибегают к наркотикам, употребляют большое количество спиртного, наряжаются в вызывающую, яркую одежду и ведут «легкий» образ жизни. Но их загримированная юность мгновенно стирается, когда они натыкаются на реальную действительность и оказываются беззащитны перед ней.

Так случилось и с героиней Светланы Галкиной. В одно мгновение она осознала, что ее молодость прошла, и больше ничего не осталось. Ей пришлось убежать от всего, забыть, спрятаться. Ей кажется, что все кончено. Поэтому она цепляется за единственную ниточку к счастью – к чувствам, которые испытала к настоящему, искреннему Чэнсу Уэйну. Тому – жаждущему любви и понимания молодому человеку. Она не дает слезам упасть на пол и говорит ему:

«Я больше не молода. Но мы еще можем стать молодыми вместе!»
А вот любовь в этой истории предстает перед нами по-разному. Она тут злобная, как у Босса Финли (заслуженный артист России Евгений Важенин). Сперва этот деспотичный и грубый старик признается своей дочери в крепких отцовских чувствах, но чуть позже бьет ее, называя «бессовестной дрянью». Возникает вопрос: что для него любовь? отговорка? товар? Знаком ли он вообще с этим чувством? Упущенную любовь вы видим и у Чэнса с Хэвенли. Без сомнения, когда-то они были близки, но теперь от того времени остались лишь грустные воспоминания и страшные последствия.
Но любовь здесь приносит не только боль и разочарование. Легкая вспышка влечения Мисс Люси (Наталья Тищенко) и Профессора Смита (Артур Симонян) перерастает впоследствии во что-то большее. Мы не знаем – надолго ли, но сам факт возникновения духовной близости этих героев и их решимость вместе бороться с угнетающим миром является приятным сюрпризом. И конечно, любовь жестоко наказывает тех, кто от нее отворачивается.
Мы видим невероятную сцену, где, словно над пропастью, Принцесса Космонополис признается Чэнсу в своих чувствах и просит его уйти вместе с ней от всего мира. Судьба снова дала ему возможность быть счастливым, но он отвечает лишь: «Я не хочу спасения».
А дальше только мрак.

Последствия
После просмотра спектакля остается такое чувство, будто в голове перепутанный комок ниток вперемешку с яркими блестками. Первые вопросы вполне справедливы: что это было? почему именно так? зачем это было нужно? Остается легкое чувство незаконченности. К этому нужно быть готовым. Ведь, как многие другие хорошие работы, этот спектакль созревает внутри тебя постепенно и только позже раскрывается в истинной своей красоте.
Режиссер постановки Андреас Мерц-Райков иронически завуалировал и спрятал за яркими картинками довольно острые проблемы современного социума. Оттого спектакль на первый взгляд кажется легким и позитивным, но на протяжении всего просмотра создается впечатление, будто ты на иголках сидишь. Андреас использует видеокамеру, превращает все в шоу с песнями и живой музыкой, играет с символами разных культур, прибегает к большому разнообразию жанров. И все это лишь для того, чтобы рассказать – до чего может довести погоня за упущенной молодостью.

Чэнс в самом начале приглашает нас пойти с ним, стать его партнерами, наблюдать за его «подвигами». Но сам он забывает и бросает нас, как только проявляется его натура эгоцентричного, капризного и плаксивого ребенка. В итоге нам остается лишь наблюдать со стороны за его утекающей жизнью.

Этот спектакль будет хорош для искушенного зрителя, который уже многое повидал, но еще не разучился удивляться. Для того, кто хочет и поплакать, и посмеяться, и глубоко задуматься. Эта история – яркий пример ошибок, которых допускать не стоит.
© Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
2017 год
Made on
Tilda