ЧЕТЫРЕ МНЕНИЯ О СПЕКТАКЛЕ ДМИТРИЯ ЕГОРОВА
«ПОСЛЕЗАВТРА»


Уважаемые дамы и господа, просим отключить мобильные телефоны. До начала испытания 48 часов...

Кому нужно «ПослеЗавтра»?
Кристина Бердникова

Как часто перед сном мы задумываемся: «А что же ждет меня послезавтра?» Дмитрий Егоров дал свой ответ, взяв за основу произведения Рэя Брэдбери. Получился спектакль, который так и называется: «ПослеЗавтра».
Кому и для чего стоит его увидеть?

Любителям творчества Брэдбери. Просто чтобы увидеть, как оживают и сплетаются в единую историю любимые рассказы.

А если вы не знакомы с творчеством писателя, то во время спектакля у вас есть возможность понять, стоит ли вам браться за него.

В постановке Дмитрий Егоров использовал как малоизвестные рассказы
(некоторые из них, кстати, впервые были переведены специально для данного спектакля), так и отрывки из самых популярных вещей: «Вино из одуванчиков» и «451 градус по Фаренгейту». И несмотря на то, что монолог Брандмейстера Битти явно выделяется своей формой – это больше похоже не то на лекцию, не то на предвыборную агитацию, это не нарушает целостности спектакля, а лишь помогает понять его общий смысл и подчеркивает своевременность.
Также хочется отметить, что большое внимание уделяется тексту: цитаты, будто для лучшего запоминания, выносятся на экран.

Какие-то из них произносит невидимый автор, а какие-то вырываются прямо из диалогов.

Цитаты разные: от невероятно важных и вызывающих мурашки до, казалось бы, бытовых фраз. Но все они надолго оседают в голове и не дают думать о чем-то другом.

Кому еще будет интересен этот спектакль? Всем, кто идет в театр, чтобы найти там себя.

В этой постановке так много абсолютно разных персонажей, хоть с одним у каждого найдется что-то общее. Кто-то увидит себя в юном солдате, который ненавидит саму идею войны и хочет уничтожить все оружие, а кто-то – в покинутом всеми Полковнике Фрили, который слышит внешний мир лишь в телефонной трубке.
Еще тем, кто устал узнавать любимых артистов и кому кажется, что порой они не меняются от роли к роли. Когда случится «Калейдоскоп», где в абсолютной темноте пытаешься узнать артиста по голосу, где на них нет отпечатка других ролей, – станет тревожно и страшно, будто ты действительно в открытом космосе теряешь связь со всем миром.

Световое и музыкальное оформление «ПослеЗавтра» заслуживают отдельного упоминания. Если вы ищете в театре спецэффектов – вам сюда.
Наконец, этот спектакль стоит посмотреть каждому, кто живет на нашей планете.

Кто знает, может совсем скоро мы будем плевать в картины да Винчи и забудем, что значит «просто гуляю», мусорщики будут вывозить тела, а домохозяйки за вышиванием будут только и говорить, что о конце света.

Спектакль напомнит, что конец на самом деле совсем рядом, и, кто знает, вдруг мы еще сможем что-то поменять, вдруг есть иной выход, кроме переселения на другую планету?
«ПослеЗавтра» сегодня…
Лилия Сидорова

Почти все люди, живущие на планете Земля, придают большее значение завтрашнему дню, нежели настоящему моменту. Они загадывают и предполагают, планируют и жаждут узнать, что же их ждет завтра и послезавтра. Бесполезная трата времени на построение песчаных замков, которые так ненадежны и недолговечны.
Известный писатель-фантаст Рэй Брэдбери говорил: «Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его». В своих произведениях он предвосхитил появление различных технических средств, облегчающих жизнь людей. С появлением интернета и всевозможных гаджетов жить стало легче. Как ни странно, стало и думать легче. Все призвано помогать тебе и сокращать твои же энергетические расходы. Что для Брэдбери было будущим, для нас является настоящим. Это мы наблюдаем в спектакле «ПослеЗавтра». Что в прошлом веке было фантастическим – сейчас реальное и довольно привычное явление.
Главный герой спектакля – сам Брэдбери, из чьих рассказов взяты цитаты и строкой проходят над действиями на сцене. Белым по черному – каждое слово будто врезается в сознание. Известное – узнаешь, неизвестное – в первый раз обдумываешь. Актеры, музыканты и даже художник по свету держат твое внимание. Неожиданные вспышки света заставляют напрячься, начать думать в другом направлении. Живая музыка, действия на втором плане, свет и технические фишки сразу понимаешь, что спектакль не стандартен. Брэдбери на видео в конце разряжает атмосферу. Писатель, написавший такие тяжелые произведения в жанре фантастики, – оказывается, добрый и светлый человек.


В каждой сцене спектакля, посвященной определенному рассказу писателя-фантаста, высмеиваются то страхи, то искушения, то проявления глупости, то низости и даже «мелкости». Ты это понимаешь, и становится стыдно или неприятно: хочется закричать «Нет же, неправда!»
Но, к сожалению, правда. Человек как глупая птица Феникс, сам себя сжигает на костре. Этот унизительный для человечества факт четко осознает Брандмейстер Битти, поэтому так остроумно и гнусно потешается над людьми в своем монологе.



Посмеяться над вышивающими женщинами и американскими космонавтами, испугаться отсутствию света и угнетающей музыке, вслушаться в проникновенные слова — за время спектакля испытываешь «калейдоскоп» чувств. После спектакля — масса противоречий и хаотичных мыслей.

Постановка «ПослеЗавтра» для вас, если вы привыкли ходить на спектакли не только для того, чтобы развлечься, но и подумать.
Важно уметь проецировать события в спектакле на свою жизнь, анализировать и приходить к определенному выводу: что ты думаешь? Слишком много нам навязано, слишком много мы необдуманно поглощаем — но однажды каждый сам для себя должен решить, чего действительно он хочет. Гнаться за размытыми и непонятными достижениями будущего или насладиться спокойствием и красотой момента в настоящем?

Люди просили его предсказывать будущее, а он хотел всего лишь предотвратить его
Дарья Довгаль

В большом зале «Глобуса» Дмитрий Егоров (Санкт-Петербург), уже знакомый новосибирскому зрителю («История города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты» в театре «Красный факел»), поставил бесшовно спаянный из нескольких произведений писателя-фантаста РэяБрэдбери спектакль «ПослеЗавтра». Он для тех, кто ратует за «правильный» пересказ и для тех, кому не все равно. На сцене — наше возможное будущее с ядерной войной, с «машинностью» на замену человечности, с обесцениванием всякого знания и уверенной тенденцией к стадной одинаковости — то, о чем писал Брэдбери и чего больше всего не хотел видеть в реальном мире.

В постановке нет главного героя (режиссер полагает возможным считать зрителя за такового), нет сюжетной линии. Есть одна невеселая история. 48 часов до начала испытания. Пожарные жгут книги. Водитель мусоровоза (Артур Симонян) рассуждает, как лучше собирать трупы после ядерного удара. Брандмейстер Битти (Лаврентий Сорокин) беспощадно бросается правдой в притихшего оппонента — зрителя. Люди на площади зло заплевывают Джоконду.

Дмитрий Егоров / Рэй Брэдбэри
Прямые параллели между нашей действительностью и вершимым на подмостках провести трудно — мы ведь вроде как оставили в покое идею о несчастной ядерной войне, продолжаем открывать книжные магазины, читать и дарить друг другу книги, временами позволяем себе броситься в философию, трясемся над правом называться индивидуумами — отчего тогда страшно?
Чем объясняется неумолимо ясное понимание, что на сцене — это про нас?
Быть может, обостренные спецэффектами практически все способности воспринимать открыли форточку шестому чувству, которое, судорожно глотнув свежего воздуха, вернулось к жизни после долгого анабиоза.

Спецэффекты — это о фантастике, с книжных страниц перенесенной в реальный мир зала театра, наполнившей его дымом, физически ощутимыми, тягучими сумерками глубокой сцены, рассекаемыми время от времени слепящими вспышками или долгим светом прожекторов. К этому добавился звук тех частот, на которых вибрирует под ногами пол и ручки подлокотников. Речь персонажей «механизировалась» использованием микрофонов, самые важные, ключевые фразы были вынесены на длинный темный экран над сценой.

Нужно какое-то решительное мужество, чтобы оставить в себе поднятые спектаклем вопросы, позволить им жужжать внутри, быть двигателем мысли.

Мы — это Сегодня? Увиденное на сцене ждет нас После Завтра? Или мы уже — Завтра, которого со страшным днем разделяет всего лишь один темный период?

Послезавтра не наступит никогда?
Александра Железных

Спектакль состоит из 10 рассказов и 2 отрывков из романа «451 градус по Фаренгейту» и повести «Вино из одуванчиков». Все произведения режиссер гармонично вписал в сюжетную линию. Каждый эпизод выглядит целостно и не теряет смысла, а наоборот приобретает новые.

«48 часов до начала испытания» — с этих слов на экране над сценой начинается спектакль, и они как раз и объединяют жизни героев. Перед зрителями разворачивается калейдоскоп событий. Вот пожарные в черной форме пришли сжигать книги, вот толпа маргиналов соревнуется в том, кто лучше оплюет «Мону Лизу», а вот домохозяйки в разноцветных платьях перед смертью вышивают и делают селфи. Все они ждут конца. Именно ждут. Никто не сопротивляется, пожалуй, кроме солдата, мечтающего превратить все оружие в ржавчину, но по закону жанра за такие идеи он получает ножкой стула по голове.

Почему все вокруг смирились с неминуемой гибелью? На этот вопрос нам дает ответ Брандмейстер Битти в лице Лаврентия Сорокина. Его эпизод похож на популярные сейчас выступления стендап-комиков. Но только его монолог совсем не смешной. С ехидной улыбкой бросает он зрителям пугающую правду, которая, как никогда, актуальна: «Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется все меньше и меньше времени, и наконец, эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка.

Что тебе нужно?
Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты?». В конце своей речи к брандмейстеру выносят елку, американский флаг, его посыпают «снегом», и теперь перед нами новогоднее поздравление президента. Только тут Битти подводит итог не минувшего года, а всего человечества.

Вообще атмосфера спектакля угнетающая: создается впечатление, что тебя пытаются напугать. И это удается, благодаря симбиозу света, музыки и игры актеров. Свет тут на самом деле играет одну из главных ролей. На протяжении почти двух часов (спектакль идет без антракта) тебя то слепят, то погружают в совершенную тьму, где ты можешь только слышать голоса.

Этот спектакль можно интерпретировать как большое размышление об экзистенциальных проблемах человека и всего человечества. Недаром он имеет подзаголовок «человеческая история».
Персонажи, узнав о неминуемой кончине, задумываются, кто они, почему живут и в чем вообще смысл этой жизни. Но, к несчастью, это не приводит к осмыслению того ужаса, который и привел к катастрофе. Лишь раз, уже за минуту до взрыва, из уст героев звучит вопрос: «Почему мы не остановили все это вовремя?».

Но конец спектакля не выглядит таким апокалиптическим. Земляне, пережившие конец света, прилетают на Марс и просят улетевших туда давным-давно негров о помощи. Люди все же получает второй шанс. Но не думаю, что это похоже на хэппи-энд.

«ПослеЗавтра» — это не приговор, а скорее предостережение, которое, возможно, когда-нибудь услышит человечество.

Фильм о создании спектакля «ПослеЗавтра»

Показы спектакля
Март: 9. Апрель: 12. Май: 23.
Начало в 18:30
Возрастное ограничение: 18+
Цена билета: 300–600 рублей
Благодарим за помощь в подготовке материала участников пресс-клуба театра Кристину Бердникову, Лилию Сидорову, Дарью Довгаль, Александру Железных, Валерию Яковлеву.
Делитесь своими отзывами о спектакле с хештегом #послеЗавтра
Made on
Tilda