Почему недостаточно было актеров, которые разыгрывают между собой какие-то диалоги? Версий было много. Как раз хор предполагает фокус, конструкцию единой точки зрения на мир. Хор иногда мог комментировать происходящее, мог выражать предвосхищение или, наоборот, предостерегать героев от каких-то действий. Это часть текста, которая иллюстрирует идею идеального зрителя. Зритель видел зрителя, который смотрел на актеров, в этом странное распределение функций. Актеры в театре – те, кто переживают и действуют. Хор – смотрит, сопереживает, но вмешаться в ситуацию не может. Зрители – последний виток этой истории, они молчат, не действуют, они могут только сопереживать. В этом была главная магия театрального искусства, которую открыли древние греки, – пережить ощущение, связанное со знаменитым понятием Аристотеля «катарсис», это страдание нас очищает и возвышает. Античный театр дал этот странный опыт, что очищение и страдание можно получить, не участвуя в событиях, в процессе. Достаточно только смотреть. И в этом фокус современного театра, который сохраняется. И в этом магия этой коммуникации.
Вы, современные зрители, должны понимать, что каждый раз, когда приходите в театр, вы совершаете этот же временной полет буквально. Главный принцип театрального искусства остается – это всегда язык, который находит визуальные, пластические, музыкальные, световые средства, находит способ чувственных знаков, которыми можно выразить невыразимый смысл.