«Сладкоголосая птица юности»
Театр «Глобус» представляет
спектакль по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса. Возрастная категория – 18+.
Перевод – Екатерина Райкова-Мерц

Автор сценической версии – Андреас Мерц-Райков (Германия)

Сценография и костюмы – Надежда Осипова (Санкт-Петербург)

Художник по свету – Елена Алексеева

Помощник режиссера – Екатерина Эрленекова



Автора пьесы «Сладкоголосая птица юности» считают «американским Чеховым». Это не просто увлекательная история, в ней много актуальных тем, и одна из них — упущенные возможности персонажей. Главный герой, молодой человек по имени Чэнс Уэйн, изо всех сил борется за то, чтобы стать известным актером. Постепенно время уходит, кажется, что уже слишком поздно. И он делает последнюю попытку — пойдя на хитрость и рискнув всем, пробует добиться желаемого силой.
Для человека, так часто бывавшего на краю пропасти, я прожил удивительно счастливую жизнь, в которой было много удовольствия — и чистого, и нечистого.
Теннесси Уильямс
Теннесси Уильямс с подругой Марго Джонс
Теннесси Уильямс
(1911—1983)
Американский драматург и прозаик, лауреат Пулитцеровской премии
26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США) родился будущий классик Томас Ланир Уильям. Псевдоним Теннесси Уильямс был взят в юном возрасте — в университете. В 1929 году Уильямс поступил на отделение журналистики университета Миссури, откуда год спустя был отчислен. После этого он устроился на работу в обувную компанию, где проработал в течение нескольких лет. Параллельно с работой он много писал и именно в эти годы создал свою первую пьесу «Каир, Шанхай, Бомбей».

В 1939 году он написал свою первую многоактную пьесу «Битва ангелов», которой заинтересовалась бостонская театральная группа «Тиэтер гилд». В том же году он получил премию фонда Рокфеллера и премию конкурса молодых драматургов, проводившегося труппой нью-йоркского «Груп тиэтр». В 1940 году в Бостоне «Тиэтер гилд» поставила «Битву ангелов». Несмотря на то, что постановка провалилась, она принесла Уильямсу известность и он получил контракт сценариста со студией Metro-Goldwyn-Mayer.
«Теннеси Уильямс никогда не любил победителей, он всегда был поэтом побежденных».

Виталий Вульф
Зимой 1944—1945 годов 33-летний Уильямс начал работу над пьесой «Трамвай „Желание"» в Чикаго. Затем драматург переехал в Новый Орлеан (там и происходит действие пьесы), где продолжил писать. Пьеса получила название «Покерная ночь». Летом 1947 года Уильямс познакомился с режиссером Элиа Казаном и вместе с ним начал активно искать актеров для постановки пьесы. Премьера спектакля «Трамвай „Желание"» состоялась в театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Роль Стэнли Ковальски сыграл 23-летний Марлон Брандо, Бланш — 38-летняя Джессика Тэнди.

Позже Теннесси Уильямс уговорил Казана взяться за экранизацию пьесы. Сразу девять участников бродвейской постановки «Трамвая „Желание"» во главе с Марлоном Брандо повторно исполнили свои роли в киноверсии.

Афиша фильма «Трамвай „Желание"»
Марлон Брандо и Вивьен Ли в фильме «Трамвай „Желание"» (1951)
Оглушительный успех пьесы закрепил за Уильямсом репутацию крупного драматурга. Широко признанный и богатеющий, он оставался неуверенным в себе, боясь, что не сможет повторить достигнутый успех. С конца 1940-х он много путешествовал со своим партнером Фрэнком Мерло, часто уезжая на лето в Европу.

В 1948 году он был удостоен Пулитцеровской премии — одной из наиболее престижных наград в США в области литературы, театра, журналистики и музыки.
Драматург ничего не сочинял. Он описывал то, что было им пережито. Все свои мысли, чувства, ощущения Уильямс выражал через женские образы… Когда-то он сказал о героине «Трамвая „Желание"»: «Бланш – это я». Почему его так любят играть актрисы? Потому что ни у одного автора в ХХ веке нет таких блистательных женских ролей. Героини Уильямса – женщины странные, ни на кого не похожие. Они хотят дарить счастье, а дарить некому.
Виталий Вульф,
театральный критик и переводчик Теннесси Уильямса
В 1960-1970-х годах Уильямс продолжал писать пьесы, стихи и прозу, однако популярность театральных спектаклей по его произведениям значительно уменьшилась. Эти годы в жизни Уильямса отмечены смятением и чередой творческих неудач. Качество его произведений снизилось от усугублявшегося алкоголизма и наркозависимости.
25 февраля 1983 Уильямс был найден мертвым в номере отеля «Элизе» в Нью-Йорке. Заключение медэксперта гласило, что драматург задохнулся в результате попадания в дыхательные пути колпачка от пузырька с глазными каплями, которыми тот часто пользовался; также было указано, что на смертельный исход могло повлиять злоупотребление алкоголем и медикаментами, подавляющее глоточный рефлекс.

«Сладкоголосая птица юности»
«Сладкоголосая птица юности» была написана Теннесси Уильямсом в 1959 году. Пьеса рассказывает историю жиголо и бродяги, Чэнса Уэйна, который возвращается в свой родной город в качестве компаньона утратившей свою славу кинозвезды, Александры дель Лаго (она появляется в пьесе инкогнито, как Принцесса Космонополис). По ходу пьесы прослеживаются две основных сюжетных коллизии: по одну сторону баррикад — успешные дельцы в лице Босса Финли и Александры дель Лаго, по другую — аутсайдеры в лице Чэнса и дочери Финли.

Чэнс надеется использовать женщину для того, чтобы пробиться в кино. Но на деле же основная причина его возвращения на родину – его юношеская любовь, отец которой выгнал его и города за несколько лет до описанных в пьесе событий.
Кадр из фильма «Сладкоголосая птица юности» (1962)
Пьеса была написана для американской актрисы Таллулы Блэкхед, близкой подруги Уильямса. Драматург начал работу над пьесой осенью 1959 года и первоначально она была названа «Враг времени». Однако, в процессе работы над экранизацией с Таллулой в главной роли, Теннесси решил изменить название. Причем работа над фильмом началась задолго до того, как литературный агент Уильмса узнал о том, что тот написал новую пьесу. Элиа Казан знал об этом, и вместе с Шерил Кроуфорд они стали участниками тайного заговора. Оба упрашивали Одри Вуда, агента Теннесси, чтобы тот позволил Казану поставить произведение на сцене.

В итоге работа над постановкой с Шерил Кроуфорд началась 10 марта 1959 года в театре Мартина Бэка в Нью-Йорке. В постановке сыграли Пол Ньюман, который впоследствии исполнил главную роль в одной из экранизаций «Сладкоголосой птицы юности», Джеральдин Пэйдж, Сидни Блэкмер, Мадлен Шервуд и другие.
Самая знаменитая экранизация по книге Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности» вышла в марте 1962 года. Режиссером стал Ричард Брукс, который несколькими годами ранее выпустил фильм по пьесе драматурга «Кошка на раскаленной крыше». Однако «Сладкоголосая птица юности» имела наибольший успех у зрителей и получила положительные отзывы от кинокритиков. Главные роли сыграли все те же Пол Ньюман, обладатель самых знаменитых голубых глаз в истории кино, а также Джеральдин Пейдж, востребованная актриса того времени.
Трейлер фильма «Сладкоголосая птица юности» (1962)
Теннесси Уильямс никогда не избегал запретных тем в своих пьесах и всегда был в авангарде драматургов, исследующих глубокие социальные проблемы.
В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. В Штатах действовали дискриминационные законы, называемые законами Джима Кроу, в результате которых негры стали гражданами второго сорта, и расистские принципы превосходства белых были распространены в обществе.

Теннесси Уильямс маскирует общественные проблемы под личные драмы своих героев, при этом описывая длинную историю противоречий американского Юга. Действие пьесы разворачивается накануне так называемого Движения за права чернокожих в США начала 60-х годов, направленного против расовой дискриминации. В «Сладкоголосой птице юности» он показывает политику того времени в своем худшем проявлении в виде Босса Финли, выигрывающего голоса, апеллируя к страхам общества перед межрасовой рознью; коррумпированного, властолюбивого человека, который уничтожит любого, кто встанет у него на пути или может испортить его репутацию.
По мнению режиссера Андреаса Мерц-Райкова, пьеса хороша тем, что в ней заложено большое разнообразие жанров: «Есть элементы триллера, мелодрама, трагедия. Все эти жанры как цвета, оттенки; и мы попытаемся составить из них правильную палитру. Какие-то сцены будут спокойными, как в кино; какие-то – очень громкими, открытый театр, наподобие французской комедии; будут исполняться песни – то есть мы будем сочетать разные подходы, разную эстетику. Надеюсь, спектакль понравится совершенно разным людям, в нем для каждого должно быть что-то свое».
Андреас Мерц-Райков (Германия)
Режиссер спектакля
Андреас Мерц-Райков
Андреас Мерц-Райков – немецкий режиссер, последователь европейского брехтовского метода работы на сцене, уходит все глубже в территорию нашей страны, постепенно исследуя душу русского человека. За шесть лет работы с русскоговорящим зрителем Андреас успел поставить спектакли в театрах Саратова, Казани, Серова, Перми, Омска, и вот теперь очередь дошла до Новосибирска.

В 2010 году благодаря сотрудничеству с Гете-институтом Андреас впервые работает в Донецке над уличной постановкой, а в дальнейшем ставит спектакли и дает мастер-классы в Казахстане, Белоруссии и Украине. С того самого момента начинается и его путешествие по России.
Я — режиссер-фрилансер. Это обычный стиль работы для немецких театральных режиссеров. Мы ездим по стране, делаем постановки в разных городах, различных театрах. Так что нас можно сравнить с разъездным цирком. Вот так мы с моей любимой женой и колесим по миру.
Андреас Мерц-Райков,
режиссер
В 2011 году его приглашают принять участие в театральной лаборатории под руководством Олега Лоевского в Саратове, где в одном из театров на постановке «Гамлета», Андреас знакомится с театральным переводчиком и своей будущей супругой Екатериной Райковой.

За шесть лет работы на российской сцене Андреас дважды был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в категории «Лучшая работа режиссера», а также его спектакли «Согласный/Несогласный» и «Трамвай "Желание"» стали номинантами в категориях «Лучшая драматическая постановка малой формы» и «Лучшая драматическая постановка большой формы».
Андреас Мерц-Райков и Екатерина Райкова-Мерц на репетиции спектакля «Мать» Б. Брехта в Театре на Таганке.
Андреас Мерц-Райков придерживается метода Бертольта Брехта, который довольно хорошо развит в Европе, но мало знаком отечественному зрителю. Основная черта, отличающая его метод от системы Станиславского, заключается в умышленном разломе четвертой стены. Актер не пытается игнорировать публику или повлиять на нее, каждое его действие является важным кирпичиком в построении сотрудничества, делая зрителя не наблюдателем, а соучастником событий. Методика Брехта ставит акцент не на эмоции, а на совершаемые действия.


Бертольт Брехт
(18981956)
Актерский состав
Максим Гуралевич
Чэнс Уэйн
Светлана Галкина
Принцесса Космонополис
Заслуженный артист России Евгений Важенин
Босс Финли
Мария Соболева
Хэвенли
Алексей Кучинский
Том Финли младший
Заслуженная артистка России Ирина Нахаева
Тетушка Нонни
Наталья Тищенко
Мисс Люси
Вячеслав Кимаев
Хэтчер
Владимир Дербенцев
Джордж Скаддер
Артур Симонян
Профессор Смит
Андрей Вольф
Скотти
Никита Зайцев
Флай
Нияз Оспанбаев
Джекки
Екатерина Боброва
Вайолет
Тизер к спектаклю
Показы спектакля
Февраль: 17, 18 (премьера). Март: 10, 31.
Начало в 18:30.
Возрастное ограничение
: 18+.
Цена
билета: 800 рублей.
Балгодарим за помощь в подготовке материала участников пресс-клуба театра Екатерину Глухову, Кирилла Демидова, Анастасию Анциферову и Ольгу Кешикову.
Делитесь своими отзывами о спектакле с хештегом #сладкоголосаяптицаюности.
Made on
Tilda