Научно-практический семинар

Детское воображение
и восприятие.
Театр как способ их развития

"Наши дети растут намного быстрее, чем мы"
3 марта 2015 года в Новосибирском академическом молодежном театре "Глобус" состоялся семинар, посвященный детскому восприятию. Практикующие психологи, театральные режиссеры, педагоги, руководители детских театров и студий обсудили перспективы бэби-театра, особенности детского восприятия, несовершенство существующих возрастных категорий, терапевтический потенциал искусства, новые театральные технологии и то, существуют ли «неподходящие темы» для детских спектаклей.
Своими соображениями об этом этом поделились главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый, заместитель министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников, профессор НГПУ Ирина Шульга, преподаватель НГМУ Ольга Мельникова, режиссер-постановщик «Глобуса» Иван Орлов, московский режиссер Полина Стружкова, актриса Самарского театра юного зрителя «СамАрт» Ольга Агапова, редактор раздела «Культура» газеты «Новая Сибирь» Юлия Щеткова, сотрудники благотворительного фонда «Защити жизнь» Василина Курьянова и Жанна Сорокина и студентка 5 курса факультета гуманитарного образования НГТУ Наталья Хлопенкова.

1. Роль искусства в развитии ребенка

«Роль искусства в развитии ребенка»

Ирина Шульга, доктор педагогических наук, профессор НГПУ


«Роль искусства в развитии ребенка колоссальна. Мы с вами живем в такое время, когда те социальные тенденции, которые мы воспринимаем как вызов времени, радикальным образом поменяли не только образование, но и вообще все культурно-образовательное пространство.

Профессионалы отмечают, что современное образование недостаточно как в обучении, так и в воспитании. Последствием агрессивного внедрения в образование цифровых технологий сегодня является линейное клиповое мышление, в результате которого у ребенка не формируется способность самостоятельно аналитически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. Мышление становится поверхностным, фрагментарным.

С другой стороны, в воспитании мы наблюдаем такую тенденцию, которую принято называть социальный инфантилизм. И то, и другое порождает так называемый эмоциональный дефицит во взаимодействии взрослых с ребенком, когда не понятно, кто от кого вперед отгораживается».



Новогодняя интермедия в театре «Глобус»
«Сегодня как раз целесообразна и необходима такая логика движения в развитии ребенка. Не только обучение как культура потребления информации, не только воспитание как культура потребления ценностей, но и искусство как деятельность, направленная на создание новых ценностей, что возможно только в творчестве. Необходимо, чтобы все социальные институты, которые имеют такую возможность, соединили свои усилия и обеспечили этот вектор развития в будущем».

«Сегодня глобально на уровне социальной философии, на уровне футурологии обсуждается проблема, а что собственно ждет нашу цивилизацию в будущем?
Ученые говорят, что эра „homo sapiens" (человека разумного) подходит к своему логическому завершению.
Информации так много, что ее нет необходимости добывать. А вот „homo animatis" – человек, который одухотворен, нацелен на поиск ценностного ряда внутри самого себя, вот это и есть стратегия движения мира в будущее. И вот это движение от „homo sapiens" к „homo animatis" возможно, только если мы будем сочетать интеллектуальное и эмоциональное развитие. Человек думающий и человек чувствующий формируются только когда вместе идут традиционные институты образования и воспитания и включаются в этот процесс те институты, которые с точки зрения взрослого человека традиционны, но для ребенка – это абсолютно новый мир, коим является театр».


«Спектакли для детей: из качества – в количество»

Юлия Щеткова, редактор раздела «Культура» газеты «Новая Сибирь»
«Переход количества в качество – процесс мучительный и долгий. Между тем, обратное правило срабатывает очень быстро, приносит волну любительства, мишуры, и только после этого происходит качественный толчок. Мне кажется, Новосибирск как раз подошел к рубежу, когда ему уже пора сделать скачок. Этот скачок, конечно, будет сделан».

«Спрос на детский репертуар со стороны целевой аудитории вырос и продолжает расти. Тем не менее, удовлетворить полностью потребность родителей и детей в детском репертуаре наши театры пока не могут. Более-менее обеспечена категория „6–12 лет". Мы остро нуждаемся в театре для малышей, в бэби-театре. Есть потребность в камерных музыкальных постановках, в камерных операх и балетах для детей и подростков, в реанимации тем, в том числе которые мы считаем вредными, – темы, связанные с проблемами современного подростка и более младших детей. Нам необходимо соответствие визуального, смыслового и вербального ряда спектаклей времени и сегодняшнему детскому восприятию и реалиям сегодняшнего дня».
Большой зал театра «Глобус»
«Поскольку у родителей есть потребность, все идут в театры. Родители, как показывают опросы, не могут четко артикулировать – зачем они ведут ребенка в театр? Как правило, ответы: чтобы провести вечер, чтобы у ребенка был развитый художественный вкус, дальше никто не думает. Между тем, театр помогает эмоционально воздействовать и очень эффективно. Театр способствует социализации и положительной мотивации детских поступков. И профессиональному театру Новосибирска как раз пришло самое время взять в руки это направление и повести за собой публику, потому что в противном случае мы продолжаем топтаться на месте, мы продолжаем идти в детский развлекательный театр».

2. С какого возраста следует начать знакомство с театром?

«С какого возраста следует начать знакомство с театром?»

Ирина Шульга, доктор педагогических наук, профессор НГПУ


«Осорина написала замечательную книжку „Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". Описывая мир детей, в котором ребенок здесь и сейчас существует, мы взрослыми глазами читаем об этом и понимаем, что очень бы сильно хотелось оказаться в мире игры, в мире сказок и фантазий, в мире увлечений реально.

Но реально природа не дает нам возможности этого сделать. Став взрослыми, мы можем это делать только своими взрослыми представлениями. И как только мы начинаем соотносить представление взрослых об этих четырех детских мирах и реальные проявления детей в этих мирах, мы сразу видим везде противоречие, потому что нам взрослыми глазами все там видится несколько иначе. Причем, чем сложнее реальный мир, в котором живет ребенок, тем сложнее его собственные детские миры».

«Все четыре мира представлены в театре. Нельзя взрослому человеку быть нацеленным на результат „привести ребенка в театр". Да ты сам приди в театр! Ты сам погрузись в эту атмосферу, сам проникнись всем зрелищем и действом, которое здесь и сейчас существует. В театре, с точки зрения закономерности взаимодействия с ребенком, главное – наличие социально значимой общей идеи, которая понятна всем».
Спектакль «Птичка — на счастье!» (режиссер — Иван Орлов)
«Актер и ребенок здесь и сейчас живут одну жизнь, они вместе. Между ними нет всего того, что знаем мы с точки зрения законов театрального зрелища – рампа, четвертая стена, затемненный зрительный зал. А ребенок существует в этом пространстве, для него не существует ничего, он включен в то, что происходит на сцене».

«Вопрос возраста, с которого нужно начинать знакомство с театром, каждый может решить сам для себя, потому что в психологии существуют разные подходы к процессу эмоционального развития ребенка. Когда и как начинать, как относиться к театру как к средству эмоционального развития, это в принципе не имеет каких-то жестких границ. Главное, чтобы было общее понимание того, что как только ребенок готов эмоционально откликаться на то, что предлагает ему тот мир, в котором он живет, его можно привлекать к искусству, к театру».
«Бэби-театр. Мировой опыт и результат его применения в театре «Глобус»

Иван Орлов, режиссер-постановщик театра "Глобус"


«Как режиссер я впервые делал спектакль („Птичка – на счастье!") для детей, бэби-театр. От ноля до трех человек совсем не владеет моделями театра такого, каким он должен быть. Он туда входит, и дальше задача режиссера, чтобы он себя, свое восприятие погрузил в ситуацию, где я ничего не знаю вообще про театр. То есть. дети не хохочут, не аплодируют не потому что им не нравится действие, а их восприятие строится по другим законам. Оно более медленное, подробное, но зато и более глубокое».

«Наш спектакль получился от ноля до шести и включал в себя два разных мира. Для ребенка, который совсем с чистым восприятием, и с тем, на которого уже кое-что навешено (от трех до шести). Мы справились с этой историей таким образом, что взяли всех этих детей в сюжет сказки. И у нас получился спектакль интерактивный. Если бы дети не пришли, если бы не помогали нам что-то совершить, всей истории не было бы. Синяя птица не прилетела бы.

Таким образом, этот интерактивный театр позволил нам включить всех в игру, напрямую воздействовать. Я, честно сказать, не очень верю в театр от ноля до шести на площадке в четыреста человек зрителей. У нас было двадцать – двадцать пять детей, и на них было девять артистов. В этой ситуации мы как-то справлялись, потому что был диалог с каждым наедине. Вы понимаете, какая степень ответственности на артисте, не любой может справиться с такой задачей».
Спектакль «Птичка — на счастье!» (режиссер — Иван Орлов)
«История, детям очень важна история. Они до нее очень жадные. Второй момент, постоянный анализ, они со мной или не со мной. Это очень сложная задача. Ребенок не знает, а запах в театре имеет значение. Запах – это тоже театр. Мы пытались работать с такими историями, у нас место действия – зимний лес, и мы нарезали хвою, пытались сделать запах этого леса.

Идет восприятие на совсем разных моментах. У нас есть лес зимний, есть человек, который нас встречает и говорит, вы мне очень нужны, помогите мне, пойдемте, там все рассорились и нужно всех помирить, тогда Синяя птичка прилетит. Все туда приходят. Они всех помирили, Синяя птичка прилетела, подарила всем перышки, все счастливы, и дальше нужно как-то проститься. И это тоже вопрос режиссуры, как уйти. У нас Дед Мороз ждет, он задает вопросы, кого вы там встретили, что там происходило. И мы видели, что попало эмоционально в зрителя, что не попало. Очень важно обсуждение после спектакля. Нужно убрать все штампы в голове и у артистов, и у родителей, и начать этот театр с чистого листа».

3. Возрастные ограничения для детей

«Возрастная классификация информационной продукции (нормативная база)»

Игорь Решетников, заместитель министра культуры
Новосибирской области


«В советские времена у нас была такая классификация: для любой зрительской аудитории; для любой зрительской аудитории, кроме специальных детских сеансов и показов; граница старше 16 лет. Примерно все изменяться начало в 1995 году. Первый законодательный акт был принят в 2010 году, это федеральный закон 436 „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Только на основании этого в 2012 году у нас появилась возрастная классификация информационной продукции.

Сейчас у нас есть деление: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. В законе под информационной продукцией понимается продукция СМИ, включая интернет-СМИ, аудиовизуальная продукция, а также информация, распространяемая во время зрелищных мероприятий (концерты, спектакли, выставки)».
«У нас есть несколько систем – английская, немецкая, французская и американская. Мы находимся в американской системе, но более жесткой. В американской системе есть такое понятие „ребенок с родителями". Если ребенок пришел с родителями, за него полностью несет ответственность родитель. У нас если идет возрастное ограничение 16+, приходит зритель 13–14 лет с родителями, по сути, мы не должны пропускать даже с родителями, нарушая законодательство. Мы это делаем, но тогда ответственность несет все равно не театр. Несет ответственность тот родитель, который привел этого ребенка».

«В законодательном акте есть еще один постулат, который нарушается практически во всех учреждениях культуры, в образовательных учреждениях, что есть 100-метровая зона. В этой зоне нельзя продавать спиртное, не должно быть никакой порнографической продукции, если это детский театр или школа. У нас есть большая правовая база, строжайшая в мире, после нас идут американцы, но она практически никак не влияет на людей, которые ее нарушают».
«Возрастные ограничения для детей. Опыт работы театра «Глобус»

Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус»


«Что касается 0+, 6+, мы еще понимаем. А когда 12+, 16+, 18+, тут уже начинаются какие-то внутренние компромиссы, ходы. Часто мы повышаем возрастное ограничение, что не является правильным. Практически я сталкиваюсь с тем моментом, что есть возраст 12, есть 16, для меня очень важный возраст есть – 14. От 12 до 14 уже большая разница. И от 14 до 16 тоже дистанция определенного размера. И как быть с этой историей – вопрос очень непростой. Мы находимся в государственном учреждении культуры и мы исполняем закон, завышаем эту историю».

«Есть такие произведения из школьной программы, которые не попадают в эти границы. Как, например, рассказывать про „Грозу" Островского в школе, как обойти самый главный момент в этой пьесе, не нарушая закон. Что, вносить какую-то сумятицу в головы учащихся, обманывать их, выкручивать историю, для меня это большой серьезный вопрос. Какое должно быть ограничение? Десятый класс, по сути это 18+. От какого эмоционального впечатления мы должны удержать зрителей в нашем спектакле „Поллианна", который у нас имеет возрастную рекомендацию 6+. Душещипательная история, где девочка попадает под машину. Нужен ли этот опыт шестилетнему ребенку?»
Спектакль «Поллианна» (режиссер — Анна Трифонова)
«Наши дети растут намного быстрее, чем мы. Нам, наверное, лет в 16 или в 18 было достаточно „Трех мушкетеров" и „Графини де Монсоро", а сейчас это будто сказки для детей на уровне „Золушки". Возникает очень интересный момент, когда литература молодеет, с которой мы сотрудничаем, которая выходит у нас в театре».

«Мы, как театр молодежный, всегда имели возрастные рекомендации. Та практика, которая была отлажена у нас, была намного адекватнее во взаимоотношении „театр – зритель". Когда мы имели шаг годовой – первый класс, второй класс и т. д. Отсюда выстраивали систему, сетку внимания и интереса публики. Я не критикую закон, я пытаюсь понять, как мы должны в этой ситуации корректировать себя».

4. Как работает детская память и восприятие

«Память, восприятие и воображение детей-дошкольников»

Ольга Мельникова, старший преподаватель
кафедры клинической психологии НГМУ


«Детский возраст, в принципе, неоднороден. Существует возраст до трех лет, до семи лет и дальше. Это качественно различные аудитории. Когда мы говорим про бэби-театр, здесь важно иметь в виду, что до семи лет все процессы у ребенка (и память, и восприятие, и воображение) не контролируются им самим.

Им управляет в этом смысле находящийся рядом взрослый. И ребенок интересуется тем, что громкое, яркое, большое. Больше биологические раздражители, поэтому понятно, что когда мы ставим какие-то театральные действия, то очень важно привлечь внимание ребенка. Нужно больше антуражных вещей. А глубокие вещи, связанные с осознанием эмоций, уже после семи-восьми лет начинают происходить: интеллектуализация умственных, всех психических процессов».
"Мышление ребенка до семи лет отличается тем, что называется реализм. Не объективность, а реализм".
«Ребенок видит картинку, которая на данный момент перед ним, и ее оценивает как правду. Ребенок на этот момент, к сожалению, не владеет причинно-следственными связями. И поэтому мотивы, которые привели к поступку, не всегда ему ясны. Если они не были показаны. Последствия поступка не ясны, если они не показаны.

И для мышления ребенка характерен эгоцентризм. Он на себе очень многие вещи воспринимает, через себя, как он видит. Меньше участвует, не идентифицируется с героем настолько сильно, насколько мы могли бы предположить. Отсутствует также критичность. Потому что он воспринял, он не рассуждает, не анализирует».


«Если ребенок находится рядом с родителем, который готов объяснить, он будет знать названия всех предметов, суть явлений. Все, что для него характерно – нет причин, нет логики, нет связей, это все будет появляться. Появляется это не просто так, потому что посеяно где-то генетически, к семи годам взошло, оно появляется, потому что рядом находится взрослый.

Речь очень важна, и восприятие, и память, и все процессы психические у ребенка до семи лет формируются через произнесение рядом с ним взрослым определенных поясняющих слов. Родителей надо учить водить детей в театр и особым образом воспринимать ту атмосферу, которая есть».
«Нюансы работы с детской публикой: как быть правильно понятым?»

Полина Стружкова, театральный режиссер (Москва)


«Дети, которые приходят на спектакль, прежде всего это пугающая толпа людей. Но если мы делаем какое-то грамотное начало спектакля… Один раз мы проводили мастер-класс для детей, их было десять человек, но как будто триста. Они так же носились. Но вдруг мы останавливаем их и говорим: „Сейчас расскажем вам сказку". Моментально, такое придыхание: „Ах, сказка!" И вдруг у них включается такая блаженная тишина, они садятся и готовы слушать. Я не знаю, что это еще за потребность в этих историях, скорее это потребность как „есть, спать", потребность во впечатлениях, в сказке. Т. е. если мы начинаем спектакль с объявления, что сейчас мы расскажем какую-то историю, мы получаем кредит доверия. Потому что дети жадно слушают истории».

День Гайдара в театре «Глобус», главный режиссер Алексей Крикливый
«Почему мы так часто переходим на интерактивы? Потому что дети, особенно в семь лет, – это уже участие в процессе. Их подключенность к истории иногда превышает включенность артистов. Иногда им стоит даже чуть-чуть устраниться. К разговору об этой включенности. Когда люди еще не всегда в состоянии сами выстроить границу реального и условного, в детских спектаклях нам важно самим ее выстраивать, чтобы всегда было понятно, что это игра. В любой момент.

Детям с самого раннего возраста нравится пугаться. Это игровой страх, игровые эмоции, игровые слезы, игровой хохот. Он в великой потребности. И если мы сохраняем законы игры, то можем играть с детьми не только комедии, легкие сказки, но и погружаться в более глубокие темы, потому что мы сохраняем эту дистанцию. Иногда мы делаем это за счет рассказчика, иногда – за счет откровенного приема, когда люди разыгрывают какую-то игру».
"Почему-то дети очень здорово соблюдают правила игры. Для них игра – это познание жизни, для них эти правила – всё".
Ты их установил, ты обязан их соблюдать. Часто сталкиваемся с тем, что ребята в зале шуршат чипсами, общаются между собой. Суть в том, что мы не объясняем детям элементарных правил поведения в театре. Мы не объясняем, что вот здесь живые люди, артисты, они будут вам рассказывать историю, что в зале нужно сидеть тихо, только тогда произойдет волшебство.

Режиссер должен закладывать в любую историю момент, когда ребенок получил огромное впечатление, его право как зрителя это кому-то высказать: на сцену прокричать или поделиться с соседом. Потребности внимания нужно соблюдать, чтобы его собирать дальше. Понимать, что вот сейчас внимание устает и ему нужно дать возможность разрядки, сменить ракурс, часто мы этот прием используем. Хоп, и в зале поиграли с детьми. Это важно. Дети долго послушно стараются смотреть спектакль, и необходимо дать им возможность разрядки, возможность оглядеться, похохотать и снова уже вернуться к истории»

5. Терапевтическая роль искусства

«Арт-терапия в театральном пространстве»

Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус


«Иногда бывает, что театр – это не только спектакли, которые ты смотришь, и то интимное переживание, которое получаешь. Иногда театр существует как инструмент, и инструмент очень активный, действенный. И эта фраза о том, что искусство может изменить мир, она иногда работает».

«Мне посчастливилось принять участие в проекте ClassAct. Суть в том, что собирается группа профессиональных драматургов, режиссеров, они пишут пьесы с детьми, которые никогда не писали пьесы. Потом приходят профессиональные артисты и на сцене профессионального театра ставят по ним спектакли. Первая группа пишущих – это ребята, которые ходят в школу, у них полная семья, обычный социальный пакет, грубо говоря. Вторая группа – дети, которые находятся на содержании государства, это детские дома. Следующая группа – дети с ограниченными возможностями. Они помещаются в одно пространство, с ними очень хорошие драматурги ведут некий класс, длится пять-семь дней, и в итоге получаются пьесы».

«Мы, конечно, понимаем, что в зрительном зале сидит триста человек, и они, конечно, переживают некий опыт, как-то меняются. Но то, что происходит с этой группой людей, этот опыт бесценный. Не хочу говорить высокие слова о социализации (адаптации), но, поверьте, она происходит. Самый главный опыт, когда дети пришли в зал, сели и увидели свои пьесы, сыгранные хорошими артистами. Этот момент божественный, потому что есть наблюдения за этими детьми, у них действительно много что меняется в жизни. Это большой социальный проект. Ради 15–17 человек можно делать такую инъекцию. Она имеет смысл. Терапия это? Терапия. Театр как инструмент? Абсолютно».
«Психотерапевтические эффекты, основанные на театре, у детей, болеющих / победивших онкологические заболевания»

Василина Курьянова, психолог благотворительного фонда «Защити жизнь»


«Театр – это безумно богатая сфера. Как для деятельности, так и для терапии. Есть, по сути, два основных пути. Можно получать терапевтический эффект за счет созерцания и за счет личного участия, включенности ребенка в происходящее в театральном событии. Больничная жизнь обладает своей спецификой. Бывает, это затягивается на месяцы и даже годы.

Очень не хватает тех событий, которые бы радовали, выключали из всего этого, меняли состояние.
Поэтому к нам иногда приезжают гости. Театр может изменить эмоциональное состояние, подарить восхищение, оказаться приятным чем-то, меняющим обыденность. Театр может добиться еще других целей. Конечно, это долгосрочные эффекты, такие как развитие эмпатии, понимание себя, других, сочувствие и т. д.».

«То, как мы применяем в нашей практике участие ребенка в театрализованном представлении, очень ярко можно проследить в рамках нашей реабилитационной смены, которая проходит летом, как правило. Она проходит в рамках концепции терапевтического отдыха.
«Главное, концепция поощряет выход из комфортной зоны, привычной, в зону риска, в зону неожиданного, любопытного, интересного, но важно, что мы ограничиваем ребенка от зоны паники. Довольствуемся только зоной риска, тот вызов, который ребенок готов принять.

Вызовом для ребенка было написание сценариев вместе с вожатыми. После того, как сценарий был написан, ребенок попадал в ситуацию успеха. Вот приехали актеры, вот читка пьес, которые написал ребенок. На это смотрят другие, смотрят родители, он проживает все происходящее сам. Вечером со своими друзьями, с вожатыми происходило то самое размышление, обсуждение, что происходило и как.

За счет этого проговаривания у ребенка появлялась возможность открыть нового себя, открыть новые навыки. Таким образом, из лагеря он выходил совершенно другим человеком. Более уверенным в себе и в своих силах. Это, безусловно, обладает масштабным терапевтическим эффектом»
«Музыкальные представления в отделении детской онкогематологии»

Жанна Сорокина, волонтер благотворительного фонда «Защити жизнь»


«Одним из моих направлений волонтерской деятельности в фонде „Защити жизнь" является организация музыкальных праздников и мероприятий в отделении детской онкогематологии. Именно зрители-дети, их эмоции, их интерес позволили мне на сегодняшний день прийти именно к той форме музыкальных представлений, которая позволяет им с интересом и радостью слушать классические произведения и произведения нашей традиционной культуры».

«Первое. У меня всегда есть какая-то интересная история, сказка, повествование, на которую логично и последовательно нанизываются исполнительские номера. Второе. Исполнение игровых номеров, интерактивные номера. У меня была достаточно сложная задача, как вовлечь детей, сидящих на стульчике, как правило, у них всегда капельница, плюс возраст моих зрителей от ноля до шестнадцати. Одним из таких решений были музыкальные шумовые инструменты».
«Они раздаются детям, дети играют, под любую музыку, очень органично, любая тема, любая история, во все можно включить. Гранд-оркестр у нас такой. Играем на всем – на шишках, на медиаторах, на бутылках. Можно сформулировать – музыкально-дидактические игры».

«Мое собственное вовлечение в народную культуру позволило расширить как тематику представлений, так и возможность вовлечения детей. Детский фольклор уж так богат детскими играми, которые легко адаптируются для детей, сидящих на стульчиках, причем совершенно разновозрастных. Здесь же народная тематика позволила мне использовать театр Петрушки. Это всегда весело, всегда положительные эмоции. После таких игровых номеров мои зрители готовы воспринимать серьезную классическую музыку. Показал опыт, что положительные эмоции добавляет некий подарочек. По-моему, все согласны с тем, что терапия любого заболевания – это положительные эмоции».

6. Табу для детей в сфере театрального искусства: существуют ли они?

«Табу в спектаклях для детей»

Ольга Мельникова, старший преподаватель
кафедры клинической психологии НГМУ


«Мне кажется, что тема смерти, тема сексуальных отношений должна быть рассказана таким языком, чтобы это можно было слушать и смотреть, чтобы это можно было почувствовать особым образом. Поэтому мне кажется, табу, если человек с комплексами ставит их в спектакле, то, наверное, и не стоит, а если у человека есть по отношению к жизни здоровое понимание, что жизнь включает в себя все многообразие явлений, то, наверное, таких табу нет. За исключением, пожалуй, одного».
"В шестидесятых годах прошлого века в Америке психолог проводил очень интересный эксперимент, в котором убедительно показал, что дети обучаются за счет подражания".
«И если ребенок видит, например, агрессивные действия взрослого, то уже через полчаса готов повторять то, что делал взрослый. За исключением одного момента, если ребенок не наблюдал, что взрослый был каким-то образом осужден и наказан. Если мы говорим о детях до семи лет, им вообще сложно выдержать такой морально-нравственный урок. Потому что в силу возраста они получают представления о том, хорошо или плохо, в зависимости от того, было или не было наказано действие.

Провокационным по отношению к подросткам будет показывать агрессивные действия, которые не понесли никаких наказаний или не имели каких-то последствий. Потому что обязательно надо проговаривать про последствия, потому что далеко не всегда понимаем, что агрессивное действие несет за собой очень серьезные последствия».
Спектакль «Simейные истории» (режиссер — Алексей Крикливый)

© Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
2015 год
Made on
Tilda